Бюро независимых экспертиз Федэкспертиза
Бюро независимых экспертиз "Федэкспертиза" Москва и Московская область
Экспертиза технического состояния ТС

Причины поломки АКПП

Хозяин автотранспортного средства обратился к экспертам в АНО «Центр Экспертизы Автомобилей» с просьбой определить причину рывков при автоматическом переключении коробки передач с 3-й на 2-ю и со 2-й на 1-ю передачу.

АКПП – автоматическая коробка переключения передач, часть трансмиссии, передающая крутящий момент на ведущий мост. Комплекс механизмов трансмиссии обеспечивают подачу мощности, вырабатываемой двигателем, на колеса. Главными функциями этого агрегата являются:

  1. изменение тяги и скорости движения;
  2. возможность заднего хода;
  3. торможение транспортного средства и остановка на участке со значительным уклоном;
  4. пуск двигателя и остановка автомашины с запущенным двигателем.

Составными частями АКП являются гидравлический трансформатор, насос, управляющая система и механическая часть.

Гидравлический трансформатор передает крутящий момент от двигателя к валу коробки передач.

Стандартный гидравлический трансформатор из трех главных составляющих:

— насосное колесо
— турбинное колесо
— реакторное колесо

Механическая часть современных «автоматов» состоит из 2-х, 3-х и более «планетарных» рядов зубчатых колес. Они называются «планетарными», потому что кроме вращения вокруг своей оси вращаются совместно с осью. Самый распространенный вид выглядит следующим образом:

— малое центральное колесо (МКЦ) или «солнце» (1), находящееся в сцеплении с шестернями, называемых сателлиты;
— водило (3), на котором установлены сателлиты (4), вращающиеся вокруг своих осей;
— большое центральное колесо (БЦК) или «корона» (2), находящееся в сцеплении с сателлитами.

Экспертами был проведен ряд диагностических тестов и профилактических процедур:

— тестирование с применением специального сканера от компании Мерседес, позволяющего не толкьо обнаружить неполадки, но и сообщить о способах по их устранению
— тестирование электронного блока АКП на ошибки
— определение наличия и состояния специального масла (ATF) для коробок-автоматов
— осуществили промывку радиатора воздушного охлаждения

По итогам данной проверки эксперты определили:

— полную исправность электронного блока
— уровень масла соответствовал нормативу, присутствовало некоторое изменение цвета жидкости
— сканер выявил, что в электронном блоке параметр адаптации тормоза В1 составляет -20 циклов.

Фотографии исследуемой автоматической коробки передач в разобранном виде представлены ниже. Все детали были осмотрены на предмет наличия каких-либо дефектов.

Детали корпуса промывке не подвергались, видимых дефектов и признаков протечки масла не имеют.

Расположенный на корпусе блок ручного управления осуществляет выбор режимов работы двигателя: Р (parking), N (neutral) – крутящий момент не передается, R (reverse) – задний ход с автоматической регулировкой передач, D (drive) – движение вперед с автоматической регулировкой передач.

Ручное переключение режимов осуществлялось в правильном порядке. На электроразъемах отсутствуют признаки окисления и видимые повреждения, что позволяет предположить полную исправность блока.

Для правильного функционирования трансмиссионного механизма требуется исправная работа каждой части этого сложного комплекса.

Гидротрансформатор передает крутящий момент от двигательного агрегата к валу АКПП. Он является неразборной цельной конструкцией.

При его осмотре внешних повреждений отмечено не было. А полную его работоспособность можно выявить либо во время движения автомашины, либо при разборке на специальном оборудовании. Но, судя по тому, что автотранспортное средство передвигалось на момент обращения к экспертам, то можно утверждать о его исправности.

После был проверен масляный насос. Основная его задача – подача под давлением масляной жидкости. Определение подаваемого им давления осуществляется при запущенном двигателе. Но поскольку на таких моделях коробок передач гидравлических проверок не проводят, то оценка происходит путем сравнения контрольных давлений. В случае заниженных показаний относительно нормативных (при крайнем положении регулятора), неповрежденных уплотнений, отсутствия следов протечки на корпусе, можно говорить о его неработоспособности. Первичная диагностика не выявила пониженного давления, уровень масла также был на необходимом уровне, автомашина передвигалась во всех режимах, что подтверждает полную функциональность насоса.

Крутящий момент передается АКП на ведущий мост через несколько передач, имеющих свои передаточные числа. Передаточное число – соотношение количества зубьев ведомой и ведущей шестерен. В изучаемой АКПП механика представлена «планетарным» рядом Равинье (рис.11) и двумя одинарными рядами передачи (передний и задний).

На элементах «планетарного» ряда нет ни видимых повреждений, ни следов перегрева.

Точка соприкосновения водила и подшипника, регулирующего осевые сдвиги сателлита, — место возникновения мельчайших немагнитных фрагментов, появляющихся в результате разрушения. Следов повреждений из-за повышенной температуры не наблюдается. Но присутствует выработка поверхности водила, что было вызвано смещением подшипника к сателлиту. Данный износ говорит о недостаточном смазывающем эффекте масла. Эксперты не считают необходимым проведение разрушающего метода контроля на текущий момент. Поскольку эти повреждения не служат источником неполадок в системе переключений коробки передач.

Комплекс электронного управления автоматической коробки передач 722.9 имеет возможность адаптироваться к возрастающему давлению в отдельных муфтах и тормозе. Этот функция дает контроль состояния отдельных элементов управления в ходе эксплуатирования без разборки коробки передач.
Они выполняют свою функцию исходя из состояния пакета фрикционных муфт и тормоза. Изучение лога значений адаптации электронного блока показывает неполадки с тормозом В1, величина которого в ходе эксплуатации выросла до -20 циклов. Данный параметр отчасти показывает малое передвижение поршня сервопривода В1 после активации фрикционного тормоза. Согласно техническому регламенту, этот тормоз активируется при пониженном переключении с третьей на вторую передачу и с седьмой на шестую. Специалисты техсервиса указывают, что при данном алгоритме управления передачами трансмиссионный механизм фактически не использовал первую передачу. И происходили неадекватные пониженные переключения с третьей на вторую передачу и последующую остановку автомашины без выбора первой передачи. Рывки при переключении с седьмой на шестую были не столь ощутимы из-за меньшего крутящего момента по сравнению с переключением с третьей на вторую. Ниже представлено фото сервопривода тормоза В1.

Механические и термические повреждения, а также следы перегрева не наблюдаются. К моменту осмотра стопорное кольцо возвратной пружины располагалось около конической пружины, а не в пазу корпуса тормоза. На возвратная пружине поршня, пазе в корпусе и стопорном кольце не наблюдается видимых механических повреждений и, как следствие, предпосылок к смещению стопорного кольца. Осуществлять контроль размеров вышеописанных элементов невозможен ввиду отсутствия технической документации от производителя.

Экспертами было принято решение не проводить разрушающий метод контроля элементов всей конструкции. Степень влияния гидравлики на выявленные неполадки будет определена в процессе исследования гидроблока.

Из-за того, что стопорное кольцо не держало возвратную пружину тормоза В1, поршень не мог занять крайнее положение после отключения. Оставаясь близко к пакету фрикционов, включение тормоза происходило очень быстро. Переключение с одной передачи на другую – непростой процесс, в ходе которого деактивируются одни элементы и активируются другие. В нашем случае управляющая система фиксировала незначительное изменение положения поршня и произвела корректировку ( -20 циклов). Согласно эксплуатационным технормативам производителя в данном случае необходим ремонт трансмиссии с выставлением такой же величины адаптации управляющего элемента. Кинематические части и кольцевые уплотнения находятся в исправном состоянии. Блок гидравлики отправили в лабораторию на проведение ряда тестов чтобы определить влияет ли его состояние на неполадки в работе тормоза В1.

АНО «Центр Экспертизы Автомобилей» осуществляет экспертизу автоматических и роботизированных коробок передач всех автомобилей, представленных на российском рынке.

Задать вопрос эксперту

Обязательные поля помечены *. Ваш e-mail не будет опубликован.

Заполните заявку на экспертизу

Уважаемые друзья, просим Вас заполнить заявку на проведение экспертизы с тем, чтобы мы могли в ближайшие несколько минут Вам перезвонить и решить Вашу проблему.

Заявка на экспертизу

Выберите город
×